"РОССИЙСКИЙ ИЗБИРАТЕЛЬ"
Очередной выпуск нашей информационной колонки я решил посвятить теме, казалось бы, не связанной
с нашим проектом.
Скоро состоятся выборы в Госдуму (а в Москве и области будут еще и выборы глав соответственно городской и областной
администраций). Средства массовой информации ведут активную агитационную работу среди населения,
многие из них пытаются приложить свои усилия и в Интернете. Пару месяцев назад команда, ведущая
Проект Олежки II, получила предложение сотрудничать с молодой газетой
"Российский избиратель" (на сегодняшний момент сайт у них какой-то
"недоделанный"). Об этом издании я и собираюсь вам коротко рассказать.
Газета позиционирует себя как нейтральная. По словам сотрудников редакции, издание "ориентировано на
отражение запросов рядового российского избирателя". Эта фраза нас развеселила. Ведь действительно, сколько
существует "рядовых" избирателей, столько же существует и интересов. Я, например, знаю одного избирателя,
запросы которого
ограничиваются дешевым портвейном. В четырех последних номерах газеты (периодичность выпуска -
раз в две недели) отражения его запросов я не
встретил. Второе, что всех нас развеселило и одновременно несколько насторожило, это сочетание
60-тысячного тиража с практически полной невозможностью эту газету приобрести. Возьмем, например,
еженедельный журнал
"Компьютерра", тираж которого соизмерим с "Российским избирателем" (московский тираж - 38 тысяч,
общий, включая региональные выпуски - около 100 тысяч экземпляров).
В течение месяца мы побывали в разных районах Москвы. Повсюду продают "Компьютерру" и практически
нигде не видно "Российского избирателя". По сведениям редакции, их газета распространяется через "Роспечать".
Сначала мы решили, что издание моментально раскупается, но большинство киоскеров даже не слышало
о существовании такой газеты. Может быть, основной тираж распространяют в регионах?
Мы связались с региональными1 центрами поддержки
нашего проекта: нет, никто не слышал там про такую газету. Остается предположить,
что либо тираж завышен, либо большая часть тиража вообще никак не распространяется.
Перейдем к содержанию. Абсолютно нейтральных изданий не бывает в природе. Низкая цена газеты, практически полное
отсутствие рекламных материалов, высокое полиграфическое качество дают основания предполагать, что
газета все-таки выражает интересы вполне конкретной группы избирателей, которая, вероятно, способна
оказывать изданию материальную поддержку.
Каждый из номеров газеты можно разбить на две части - имеющую и не имеющую отношение к политике (спорт,
кроссворды, временами - "сад и огород", различные рассказы). Честно говоря, рассказы и статьи на общие темы
нам показались слабыми. Трудно выдать что-то интересное, пробиться, когда вокруг столько газет,
пестрящих приличными статьями о жизни, о музыке, спорте и т.п. Еще создалось впечатление (хорошо бы
верить, что предвзятое), что сотрудникам редакции нечем "забить" "неполитическую" часть газетной площади,
а увеличить объем
рекламы или долю политических материалов им не позволяют. Подтверждением этому является публикация материалов
практически одних и тех же авторов (довольно слабых) и постоянные призывы редакции к сотрудничеству.
Большинство политических статей, опубликованных в газете,
поражают авторским профессионализмом.
Тексты имеют ярко выраженную "нейтральную" окраску, но в нужных местах отпускаются с виду безобидные колкости
по поводу действий вполне определенных (и каждый раз одних и тех же) политиков и движений, в которых они участвуют.
При этом авторы
частенько используют запрещенные приемы - выдергивают цитаты из контекста, искажают факты. Объем Информационной
колонки не позволяет дать подробный анализ отдельных статей, но, чтобы не быть голословным, приведу пару
примеров. В одном из выпусков говорится, что жителям пострадавших в результате терактов домов Лужков выделил
"временное жилье в отдаленном районе Митино". На самом же деле,
московское правительство (и об этом пишут все газеты) выделило
постоянное жилье (отдельные квартиры в соответствии с принятыми в
Москве санитарными нормами) в ближайших
к месту трагедии новостройках, и лишь несколько семей получило квартиры в
Митино, на другом конце Москвы. Приведу еще что-нибудь характерное. Ну вот, например: "Евгений Примаков...
возглавил блок, которому вполне приличествовал бы слоган: власть - любой ценой", и далее: "Политическая
конструкция с труднопроизносимым названием "Блок Примакова" - "Отечество" - "Вся Россия" -
"Аграрная партия России" - вещь удивительная". От комментариев уклонюсь. Подобных странных цитат
можно привести несколько десятков.
В каждом номере газеты по нескольку раз встречается фамилия "Лужков" в отрицательном контексте и по нескольку раз -
фамилия "Кириенко" - в положительном ("Он предложил свои услуги государству" - цитата из номера 19-20).
Похоже, что авторы, печатающиеся в этой газете, стараются удовлетворить запросы вполне определенных
групп избирателей, а именно, избирателей, поддерживающих "Новую силу", а начиная с октября, еще и
стронников "губернаторского" блока Сергея Шойгу.
В выходных данных газеты значится: "Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции". В этом смысле,
наше мнение тоже совпало с мнением редакции: с позицией большинства авторов, а главное,
с методами ее
отстаивания, наше мнение расходится. А в номере 25-26 с мнением этих авторов совпала
позиция главного редактора газеты Александра Орлова. Он пишет (цитата приведена полностью):
"Что-то лицо энтого Примакова на лицо кавказской национальности смахивает. В паспорте там у него не записано,
дескать, уроженец какой-нибудь Грузии? О, да тут в арабские страны визы стоят! Уж не для встречи ли с Бен
Ладеном летал?" И далее: "Я бы весь этот бедлам враз поправил. Как гаркнул бы: "... Вы! Кто такой? Лужков?
Переодеться в сапоги и на овощную базу. Вы? Примаков? Тот самый? Резидентом в Турцию, легенда -
глухонемой дервиш. Что касается Шойгу... Кому-то надо идти на выборы..."
Юмор, приближающийся к тому, что выдает Доренко по воскресеньям в телевизоре.
Добавить больше нечего.
Читайте независимую общественно-политическую газету "Российский
избиратель". Скоро ее можно будет действительно приобрести на каждом углу, деньги на распространение найдутся.
Может быть, кто-то из вас читал эту газету и не согласен с изложенным здесь мнением. Мы готовы вас выслушать и
опубликовать ваши соображения на страницах нашего проекта.
P.S. Интересно, а позиция редакции может не совпасть с мнением не только авторов, но и главного редактора?
Олежка II, 25 октября 1999 года.
1 Автор выражает благодарность сотрудникам региональных
центров информационной поддержки проекта Олежки II:
Московского, Тюменского и Новосибирского областных центров, Ставропольского краевого центра, Приэльбрусской
региональной организации (Республика Кабардино-Балкария) и других за помощь в подготовке материала.
|